Как найти подходящего учителя игры на гитаре?

Технические возможности игры на гитаре давно переросли то время, когда можно было овладеть этим инструментом самостоятельно. Если Вы по-настоящему хотите стать компетентным музыкантом на уровне мирового класса, Вам необходим знающий преподаватель. Даже если Ваши цели намного скромнее, Вы все равно сможете достичь их быстрее, легче и эффективнее при поддержке хорошего учителя. Огромное количество учебного материала о гитаре (и музыке в целом) доступно в настоящее время из многих источников: книги, видеошколы, компакт-диски и, конечно, интернет. Но большой объем не означает качество. Среди всех вышеназванных источников много незавершенной, неверной, да и вообще вредной информации, особенно в интернете. С помощью хорошего преподавателя Вы сможете лучше понять и правильно применить полезную информацию. Занимаясь с учителем, Вы обезопасите себя от разочарований и обманутых надежд. Не стоит забывать, что книги, видеошколы и интернет не могут удовлетворить Ваши индивидуальные запросы. Они не могут послушать, как Вы выполняете упражнения, не могут указать на ошибки и неточности в Вашей игре. Есть очень хорошие книги, но без помощи хорошего наставника Вы все равно не сможете развить свои способности и музыкальность правильно и эффективно.

Хорошие учителя преподносят и дозируют новый материал, объясняя его назначение и важность. Учитель поправляет, если Вы делаете ошибку, и подбадривает, когда у Вас все получается правильно. Хороший учитель расскажет, как лучше организовать практические занятия и правильно распределить время (это чрезвычайно важно в обучении!). Хороший учитель заставит Вас поверить в себя (даже если Вы этого явно не осознаете). Хороший преподаватель следит за тем, чтобы Вы полностью понимали изучаемый материал, и что очень важно, показывает Вам, как применять изученный материал. Хороший учитель поощряет ученика не стесняться задавать вопросы и воспринимает Ваш музыкальный рост и развитие, как свою личную цель. Опытный и компетентный преподаватель обучит Вас многим вещам, которым Вы никогда бы не смогли научиться самостоятельно.

Любой может заявить о себе, как о хорошем учителе, и таких много. Число же по-настоящему компетентных педагогов ограничено, и поэтому мы поговорим о нашей теме: как будущий ученик может выбрать и правильно оценить способности учителя игры на гитаре.

Вот несколько вопросов, которые Вы должны задать любому преподавателю, перед тем как начать с ним заниматься. Я также добавил к ним некоторые свои комментарии:

  1. Не могли бы  Вы рассказать о своем опыте работы преподавателем? Сколько лет Вы преподаете и примерно сколько учеников занималось у Вас за все время? По крайней мере 3-5 лет преподавательской деятельности предпочтительны и уж точно не менее года. Очень важно, чтобы число учеников было большим. Любой навык, и работа преподавателем не исключение, требует для адекватного овладения им времени и опыта. Поэтому первые ученики для начинающего преподавателя - это подопытные кролики. На них методом проб и ошибок учитель отрабатывает навыки своей деятельности. Разумеется, в начале своей карьеры таких ошибок очень много, и Вы, конечно, не хотите попасть в число тех первых 30-50 учеников. Пусть начинающий преподаватель учиться на ком-то другом, а не на  Вас.
  2. Какому стилю музыки Вы обучаете лучше всего?  Обязательно(!) задайте этот вопрос до того, как Вы скажете, какой стиль Вы хотите изучать. Многие преподаватели уверяют, что они могут обучить любому музыкальному стилю. Опасайтесь этого и не давайте себя ввести в заблуждение. Чтобы стать рок-гитаристом, ищите преподавателя рок-музыки, а не блюза или кантри. Если же Вам хочется познать разные стили, которые не совсем похожи друг на друга (например, кантри, классическая гитара и хэви-метал), то заниматься следует у разных преподавателей, специализирующихся на этих стилях. Если Вы не начинаете заниматься абсолютно с нуля, не стоит идти к "мастеру на все руки".
  3. Не могли бы Вы рассказать, как проходят Ваши занятия?  Это, наверное, самый важный вопрос. Ответ на него действительно позволит Вам определить компетентность потенциального преподавателя или разоблачит его, потому что вопрос этот с подковыркой. Любой может сказать, что он уже сто лет преподает и подготовил тысячи учеников, и что он лучший преподаватель всех времен, но недостаточно опытный учитель не сможет обмануть Вас, отвечая на этот вопрос (разве что только он знаком с этой статьей).  Итак, если предполагаемый учитель, который не знает Вас, ваших теоретических знаний, ваших целей, исполнительского уровня игры на инструменте, Ваших музыкальных вкусов и т.д. и т.п., пытается объяснить Вам, как он будет Вас обучать, то тогда этот преподаватель некомпетентен. Даже самый выдающийся педагог на планете не сможет ответить на этот вопрос, ничего не зная о Вас. Что же тогда должен ответить на этот вопрос опытный и компетентный преподаватель? Вот как я бы ответил на такой вопрос. Я бы объяснил, что не могу составить план обучения, пока не узнаю больше о самом ученике, уровне его/ее подготовки, музыкальных пристрастиях, знании теории, целей, который он/она преследует. Я бы сначала задал все эти вопросы и послушал бы игру своего будущего ученика. Только после этого мне (или любому другой преподавателю) удастся понять, как будет проходить обучение. Совершенно очевидно, что 13-летнего мальчика, ни разу в жизни не державшего в руках гитары, нужно обучать совсем не так, как 27-летнего молодого человека с шестнадцатилетним стажем игры.

В дополнение к упомянутым выше вопросам хочу обратить Ваше внимание еще вот на что:

  • Когда ученики отрабатывают определенный технический прием и спрашивают, как нужно правильно держать руки, извлекать звук, и прочее, некоторые учителя советуют просто: "Делайте так, как Вам удобно". Однако, иногда так, как Вы считаете для себя удобным держать, например, левую руку не означает держать ее правильно. Поэтому в задачу наставника входит и знание таких моментов. Ha то и есть преподаватель, для того чтобы преподавать, а не позволять делать то, что Вам удобно. Гитару можно осваивать правильным и неправильным путем, и лучше с самого начала делать все как следует.
  • Только потому, что у преподавателя может оказаться несколько талантливых учеников ещё не означает, что это прекрасный учитель.  Вам может казаться, что это хороший способ оценки педагогических способностей учителя, но факт в том, что иногда ученики уже хорошо играли ещё до того, как начать заниматься с определённым учителем.  Оценивать способности учителя по его ученикам имеет смысл только в том случае, если эти гитаристы, которые сейчас хорошо играют, занимались с этим преподавателем с самого начала.
  • Некоторые учителя сваливают на ученика материал из разных источников, а потом оставляют его разгребаться во всех этих знаниях и выбирать, что ему больше подходит. Откуда же ученику знать, какая аппликатура лучше подходит к данной конкретной гамме? Обычно ученики не в состоянии сами найти правильный путь. Поэтому, собственно, и нужен преподаватель, это его работа, и за это Вы ему платите!
  • Не следует думать, что если гитарист сам великолепно владеет инструментом, то он может преподавать. Это не так! Я знаю множество замечательных гитаристов, и даже с учеными степенями, которые не являются хорошими учителями.

После 19 лет работы учителем музыки я могу Вам с уверенностью сказать, что, следуя советам в этой статье, Вы со знанием дела найдете себе опытного преподавателя. Плохой учитель может серьезно помешать развитию Ваших способностей и навыков игры на гитаре. Если Вы тратите много времени на занятия, но медленно прогрессируете, найдите другого преподавателя.

Автор: Том Хесс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.